Перелистывая страницы тех лет, когда день за днем, месяц за месяцем, год за годом трудно и с кровавыми слезами, ковалась Победа над фашистскими захватчиками, нельзя переоценить заслуги лыжных батальонов Сибири.
Уже в самом начале войны возникла острая необходимость в формировании батальонов особого назначения для военных действий в условиях зимы.
От Урала и до Байкала стали формировать воинские подразделения из лыжников. Отбор проводили:
— из постоянно состава (начальствующего и рядового) пехотных, кавалерийских, инженерных, связи и миномётных военных училищ и курсов усовершенствования командного состава этих специальностей;
— из наземных войск, не входящих в состав действующей армии, за исключением артиллерии и бронетанковых частей;
— из работников милиции.
В первую очередь принимались спортсмены, сибиряки-охотники, значкисты ГТО и крепкие ребята, умеющие ходить на лыжах, переносить ночные зимовки в морозных условиях, знавшие, как самостоятельно построить из веток деревьев в снегу для себя «лежбище».
Для производства фронтовых лыж был избран Кировский деревообрабатывающий комбинат (ДОК), на сегодня известный стране как Нововятский ДОК. Учитывая, что он никогда не выпускал такую продукцию, сюда была эвакуирована Петрозаводская лыжная фабрика вместе с рабочими и частью оборудования. Начало выпуска лыж было назначено на 15 октября 1941 года. В цехах Кировского ДОК работали в основном женщины и подростки. Мальчишки и девчонки 13, 14, 15 лет становились к станку наравне со взрослыми. Это был тяжёлый физический труд. Особенно для тех, кому приходилось работать на старых кировских станках с ручной подачей.
Ширина военных лыж составляла 80 мм (для сравнения: ширина беговых лыж — от 45 до 55 мм, охотничьих — 120 мм). Крепления — петли, резинку наклеивали. Получали крепления уже готовыми. Причём их не красили, не делали никаких наклеек и знаков.
Были и специальные единичные заказы, требовавшие срочного изготовления и напряжения всех сил. Так, в январе 1943 г. пришлось изготовить 300 штук саней, загнутых с обеих сторон. Они нужны были фронту для передвижения «Катюш» в решающем наступлении под Сталинградом и другими городами. Аналогичные сани длиной около 1,5 м использовались для перевозки снарядов.
Когда шёл спецзаказ, все, в том числе и подростки, работали по 24–36 часов. За годы войны ДОК изготовил 350 тысяч пар лыж.
Ветераны комбината рассказали и об организации ремонта сломанных лыж и палок на фронте. Этим занимались специальные команды. Они добавляли недостающие части и специальным клеем соединяли их. Служили отремонтированные лыжи долго, как новые. Неспециалисту невозможно было определить место соединения. Выбрасывали лыжу только тогда, когда был сломан носок.
Воины лыжных батальонов были участниками всех самых крупных сражений: разгром фашистских войск под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, при освобождении Белоруссии. Сколько их было? Приблизительно более 199000 человек. Почему приблизительно? Материалы о воинах-лыжниках Сибири были по грифом «Секретно». Служба этих воинов была более, чем трудной. Они были на передней линии огня, часто заходили в глубокий тыл противника, совершали крупные диверсии, создавали панику, проводили разведку, первыми принимали бой на себя. Совершали суточные марш-броски по 60 км. Ночевать приходилось в поле, лесу, в снежных сугробах. Надеялись только на себя.
Воины-лыжники из Сибири воевали до 1944 года, и только на своей территории. Фашисты боялись этих отрядов и называли их «белые дьяволы». У фашистов тоже были лыжники: норвежские и финские солдаты, но менее мобильные. Почему так долго гриф секретности не был снят с документов об этих подразделениях? Слишком велики были потери в этих отрядах. Об их судьбах и подвигах узнают и рассказывают поисковики.
Каждый день сегодняшний открывает вновь и вновь неизвестные страницы истории. Пусть мы знаем о той войне даже не из уст участников событий, а, в основном, из теле-, радиоисточников, художественных фильмов, из книг. Война закончилась победой. Победа предназначена всем нам, она для нас и ради нас! Наша задача и задача следующих поколений – сохранить память о войне. Мы – хранители памяти.